elaizik: (Default)
[personal profile] elaizik


Как-то мудрый Володя [livejournal.com profile] crossline дал мне совет по освоению блюд восточной кухни: брать отдельно взятые продукты и смело экспериментировать.
Вот этот суп - как раз результат удачного экспромта- эксперимента по мотивам супов из тайской кухни.
По мере освоения Таиланда израильскими туристами, все больше и больше специфических продуктов появляются в обычных супермаркетах, тогда как еще недавно найти специализированный магазин и то была проблема!
Итак, в супермаркете были куплены грибы портобелло шиитаки и вот эти забавные, названия которых я не знаю (у нас они названы ши-минг, но я не уверена, что это павильное название), вермишель из  муки бобовых , свежий имбирь, кокосовые сливки (жирность 18%) , рыбный соус, свежая кинза и паста том ям.



В планах было сварить грибной суп отдельно, том ям - отдельно, а в результате получился очень интересный суп.

1. Сварите овощной бульон.
Я ни разу не делала отдельного поста про варку овощного бульона.
Наверное, стоит исправить это упущение, поэтому врезка про овощной бульон будет под рецептом.
2. Разогрейте на сковородке растительное масло ( в комментариях рекомендуют кунжутное, если его нет - растительное с нейтральным вкусом), положите шляпки портобелло шиитаки  (ножки отправьте в овощной бульон), зубчик чеснока, кусочки имбиря и легко обжарьте, до появления приятного запаха.
3. Выложите содержимое сковородки в кипящий бульон, добавьте свежие грибы, пасту том ям (осторожно! паста острая! начните с 1 чайной ложки и далее по-вкусу, пробуя). Варите минут 15.
4. Добавьте в бульон вермишель, рыбный соус  и кокосовые сливки, варите до готовности вермишели (буквально 1-2 минуты).
5. Готовый суп заправьте порубленной свежей кинзой, тонко нарезанными стеблями зеленого лука, несколькими каплями кунжутного масла из жареного кунжута.


 Про овощной бульон.

Я знаю, что многие считают предварительную варку овощного бульона лишними хлопотами и принебрегают этим.
Если я варю овощной суп, в котором много разных овощей, то тоже не считаю нужным тратить время на эту операцию. Но для супов, подобных этому, база из овощного бульона просто необходима.
Бульон обладает концентрированным вкусом и ароматом, значительно улучшая вкус супа. 
Основные правила для варки овощных бульонов.

1. Нарежьте овощи для бульона произвольными кусками, но желательно не очень крупно.

Для бульона я, как правило, использую следующие корнеплоды: морковь, пастернак, петрушку, сельдерей (клубневый и стеблевой), репу, брюкву, лук репчатый, лук порей. Не использую и вам не рекомендую использовать капусту всех видов - она придает бульону неприятный привкус и запах. Если вам нужен прозрачный бульон, то не используйте и картофель. Если же, наоборот, суп будет заправочный, возьмите картофель крахмалистых сортов (разваривающийся) - он хорошо загустит отвар.
Из ароматных трав: петрушку, укроп, тимьян.
Приправы и соль в овощной бульон я не добавляю.

2. Овощи перед варкой бульона обжарьте  или запеките в духовке , с небольшой добавкой растительного или животного жира.

Суть этого технологического приема  заключается в том, что масло обладает свойствами "вытягивать" вкусы и ароматы из овощей (процесс называется мацерацией) , а затем удерживает их во время варки, иначе часть их разрушается или улетучивается вместе с паром. Кроме того, масло вбирает цвет овощей, в него переходят жирорастворимые витамины, а провитамины, например каротин, превращаются в витамины.



3. Обжаренные овощи залейте кипятком из расчета 50:50, и на сильном огне доведите до кипения. Уменьшите огонь и варите 20-25 минут.

Я знаю, что в литературе рекомендуют варить 40 минут. С моей точки зрения - за это время весь вкус и аромат улетучиваются.

4. Процедите бульон и используйте как основу для супа. Его можно заморозить и хранить в морозилке. В холодильнике он может стоять до 7 дней.
И снова : я знаю, что в литературе рекомендуют овощной бульон уваривать по примеру мясных. На мой взгляд - делать это нельзя! Все ароматы улетучиваются и вкус сильно ухудшается.

Практичные советы.

Овощи, варившиеся в бульоне,  можно не выбрасывать! Полейте их сухарным соусом (сухари, обжаренные в сливочном масле) или заправьте бешамелью, морне или любым другим соусом - будет отличный гарнир.

Если вы очень спешите - сварите овощной кур-бульон, натерев все овощи на терке или раздробив в кухонном комбайне, и опустив этап обжаривания.
Если у вас есть грибы (мороженые, свежие или сухие), то небольшая добавка может существенно обогатить вкус бульона).

Date: 2011-10-04 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] lo-mar.livejournal.com
спасибо за отдельный рассказ про овощной бульон. Попробую ваш рецепт. Раньше я варил так, как предлагает бегемотик64 (http://begemotik64.livejournal.com/27167.html). Надо расширять свой список)))

Date: 2011-10-04 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Стоит сварить, хотя бы ради того,чтобы сравнить и выбрать.

Date: 2011-10-04 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] lo-mar.livejournal.com
Вы правы, тем более, мне овощной бульон в ближайшее время понадобится. В моем случае ваш пост очень был в руку)))

Date: 2011-10-04 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] aspiri.livejournal.com
Когда-то читала (сразу не вспомню, где), что овощной бульон - единственный, куда добавляют щепотку соли в самом начале приготовления.
И всегда добавляю в овощной бульон целые горошины чёрного и душистого перца, иногда лавровый лист. Могу и чеснок положить.
Если назначение бульона не противоречит, то очень благотворно сказывается добавление пары кусочков вяленых помидоров. В сезон - свежего.

Date: 2011-10-04 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Вялные помидоры и соль - принимаю. Соль опасна только тем,что у меня память дырявая, и я на автомате могу посолить суп второй раз.:)) Но если щепотка - то можно.
А вот перец,лаврушку и чеснок - нет. Лично мне они тут кажутся лишними, поскольку дают слишком отчетливый вкус, забивающий овощи.

Date: 2011-10-04 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] aspiri.livejournal.com
Как мне кажется лишним обжаривание из-за появления излишней сладости :)

Date: 2011-10-04 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Сладость легко выправить,зато я тоже читала в учебнике по физико-химическим процессам производства пищи,что без обжаривания тот же провитамин А не переходит в витамин А,и многое еще другое. Насколько я поборница здорового питания,ты знаешь, но тем не менее овощи запекаю. И цвет бульона становится другим, и вкус глубже.

Date: 2011-10-04 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] aspiri.livejournal.com
Учебников не читала, но тебе верю.

Date: 2011-10-04 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] triviya.livejournal.com
я тоже постоянно ловлю себя на мысли, что мне стала неприятна сладость овощей после обжарки. особенно на растительных маслах. почти перестала это делать.

Re:

Date: 2011-10-04 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
А я наоборот :) Раньше не обжаривала,а теперь - в обязательном порядке запекаю. Но масла беру каплю,только чтобы овощи покрылись тонкой пленкой.

Date: 2011-10-04 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] kiska-lariska.livejournal.com
Я бы оливковое масло в дальневосточном супе отменила. Уж очень его сущность проявляется при лёгком обжаривании. Лучше бы рафинированное кунжутное. Хотя грибы в тёплые салаты так именно и того, прихватываю на воке точно как ты тут.
...ну и петрушечку. нинада!

А вообще, куплю-ка я эти ши-минги. На нашем рынке их как грязи, а не рискну. Прям неудобно, но... шибко на поганки смахивают.

Пей.Сы. Спасибо, Лена, что ты научила дома кокосовое молоко делать из стружки. У меня теперь - всегда-пожалуйста!

И конечно, я тебя ужасно-преужасно поздравляю! Жду нового тэга. "Дитятельное питательное" - по-дой-дёт!

Date: 2011-10-04 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Я фанатка оливкового масла,поэтому оно у меня и тут. Но ты права стописят раз. И можно сверху кунжутного масла из жаренного кунжута побрызгать - будет очень - очень.
Грибы съедобные, но малоароматные. Так что можешь и не покупать, если только как декоративный элемент.
Тег - твои пожелания да Б-у в уши,а я как только так сразу и сменю профиль журнала.:)))

Date: 2011-10-05 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] aiushka.livejournal.com
Лена, Поздравляю. А Ваш профиль и содержание вполне соответствуют "Дитятельное питательное" :). Мой 3-х летний сынок подтверждает, к хорошему, правильному, а главное вкусному, надо сразу приучить.:)

Date: 2011-10-08 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Спасибо.:)

Date: 2011-10-04 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] fiona222.livejournal.com
о, спасибо большое Елена. А то я не знала куда девать пасту том ям. Муж после поездки в Тай купил 3 разных вида - так и стоят

Date: 2011-10-04 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Сварить настоящий том-ям. Меня Алена им кормила - вкусно!

Date: 2011-10-04 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] maria-kitchen.livejournal.com
Лен, ни разу не встречала про уваривание овощного бульона (к счастью!) и никогда так не делаю. Как мне кажется, это просто взять и все испортить:)

Date: 2011-10-05 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Я как раз такие советы читала,причем от серьезных шефов.
Однако уже ни для кого не секрет, что они не гнушаются и бульоном из кубиков.

Date: 2011-10-04 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] olesya-ewa.livejournal.com
О-о, ты добралась и до восточной кухни, поздарвляю, я ее очень люблю!;)))

Date: 2011-10-05 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
У меня муж не любит,поэтому я продвигаюсь очень медленно и осторожно.:)

Date: 2011-10-04 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rino1.livejournal.com
Бульон замораживаю, причем всегда кладу смесь перцев и лаврушку. Овощи подаю к рыбе-мясу, посыпав хлебной крошкой и разогрев в сотейнике. А вот суп такой ни разу не варила, хотя муж обожает тайскую кухню. Буду учиться. Вот только сливок кокосовых у нас не видела (а может - не обращала внимание?:), а молоко всегда стоит в холодильнике, думаю - можно заменить7

Date: 2011-10-04 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] aspiri.livejournal.com
Есть, есть сливки, в "Инд.специях" так точно. Они немного гуще молока, так что не принципиально.

Date: 2011-10-04 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rino1.livejournal.com
Знаешь, и молоко не очень жидкое бывает, особенно если постоит. Хотя, теперь озабочусь поиском сливок - даже интересно))

Date: 2011-10-04 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] crossline.livejournal.com
Если из банки с кокосовым молоком аккуратно слить полупрозрачную водичку, то то, остается на дне (примерно 2/3 объема) как раз и будет сливками. Но смысла использовать их вместо молока в подобных супах не вижу

Date: 2011-10-04 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] rino1.livejournal.com
Т.е. использовать молоко вместо сливок нет смысла?

Date: 2011-10-05 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Ира, кокосовое молоко элементарно делается дома.
Сухие кокосовые стружки засливаешь крутым кипятком 1:1 и даешь постоять под крышкой час. Выливаешь в блендер (если есть) и превращаешь в пюре. Сливаешь в марлевый мешок и отжимаешь. Имеешь молоко не выходя из дома. Сливки я добавляю в небольшом кол-ве,молока нужно взять немного больше, в этом вся разница.

Date: 2011-10-04 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] crossline.livejournal.com
Говорят, что мудрость приходит с возрастом, но иногда он приходит один. Все, что касается овощного бульона, горячо одобряю. По поводу супа несколько замечаний: портобелло и оливковое масло долой, если грибов Еноки недостаточно, к ним можно добавить слегка подсушенных/заколерованныхна сковородке шампиньонов. Но вообще-то тайский суп просит шиитаке - сухих или свежих. Морковь, лаймовый сок, если нет лимонного сорго, листьев кафрского лайма и тамариндовой пасты, то уместно и лаймовую корочку поварить недолго. И кирза, не петрушка! Ну и на мой вкус делать подобный суп без устричного или рыбьего соуса - деньги на ветер!

Date: 2011-10-04 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] rino1.livejournal.com
устричный - вы имеете в виду вустерский?

Date: 2011-10-05 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Нет, именно устричный, он так и называется.

Date: 2011-10-05 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Слушай,иногда вместо мудрости приходит склероз...
Это были шиитаки,я ножки от них варила с овощами. И рыбный соус был, я его специально купила. И там была не петрушка, а кинза - это видно даже на фотографии.
Приехали.:((

Date: 2011-10-05 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] crossline.livejournal.com
Читаю и пишу с iPad, отсюда и искажения в восприятии. А склероз усугубился приступом радикулита еще, так что все до кучи. И вообще в этих Испаниях слишком жарко, а для пожилых мозгов это вредно

Date: 2011-10-05 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Ты что, это я про себя!!!
Это я написала портобелло вместо шиитаки и забыла про рыбный соус. Ужас!! Исправила с учетом твоих замечаний.

Date: 2011-10-05 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] crossline.livejournal.com
Напомни, о чем это мы?

Date: 2011-10-05 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
О том, что ты посоветовал шиитаки, а не портобелло,и тут я вспомнила, что именно шиитаки и спользовала, но забыла об этом, как и том, что добавляла рыбный соус. :))
Edited Date: 2011-10-05 03:57 pm (UTC)

Date: 2011-10-05 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] imumla.livejournal.com
Про пасту том ям и осторожно - история как раз про меня. Купив ее впервые, последовала рецепту на пачке, положив примерно половину на 2-литровую кастрюлю. Результат, разделенный на миллион мелких порций лежит в морозилке и добавляется теперь по вкусу =)

Date: 2011-10-05 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Мне повезло больше - меня супом том ям кормила в Москве Алена,и она же предупредила о последствиях неумеренного ее употребления.:))

Про освоения Таиланда

Date: 2011-10-05 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] angered-crab.livejournal.com
В Бирме и на Севере Тая живут карены, именно их лет 10 назад возили в Израиль убирать апельсины. Некоторые аналитики склоняются к гипотезе, что карены — потерянное древнее израилево колено. В отличии от соседей родство у них передается по материнс­кой линии, они обрезают младенцев мужского рода и т.д.
Так что чуть ли не родственная кухня.
Тайцы довольно консервативны в еде, с кокосовым молоком используют жёлтое карри http://en.wikipedia.org/wiki/Yellow_curry

Re: Про освоения Таиланда

Date: 2011-10-05 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Вот они тоже так решили, что потерянное. Поэтому так и остались - благо апельсины у нас по-прежнему убирать некому.

Date: 2011-10-11 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] fleshkin.livejournal.com
Странно суп и палочки торчат!

Date: 2011-10-11 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] elaizik.livejournal.com
Сначала сьедают содержимое палочками, потом выпивают суп из плошки.:)

Date: 2011-10-12 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] fleshkin.livejournal.com
Понятно!

October 2021

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 11th, 2025 01:33 am
Powered by Dreamwidth Studios